Повелитель небесного огня

Опросы

Куда вы хотели бы поехать с ребенком?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Небо озарилось всполохами молний, а через некоторое время раздался грохот грозы. Как часто мы заворожено смотрим на это небесное электричество, пронизывающее небо ярко-голубыми, белыми, а порой и красными разрядами. Но вот грозовой фронт минул, и на небе засияло вновь солнышко. А что если посмотреть на молнию вблизи?

— Страшно.… Но все же интересно!

Можно сесть в автомобиль и помчаться вслед за тучами и всполохами, как «охотники за торнадо» в Америке, но мы повернем свой руль в сторону подмосковной Истры, где в лесах спрятаны загадочные установки – генераторы молний или по научному генераторы импульсных напряжений.

До места можно добраться двумя способами: на электричке или машине, мы выбираем второй, поскольку автомобиль имеется в наличии, но, те, кто решит добраться своим ходом не следует отчаиваться. Всего пол часа пешком от железнодорожной станции Новоиерусалимская и вы на месте.

Поскольку мы едем с вами первый раз, то для надежности выбираем сразу Волоколамское шоссе, которое и приведет нас к месту, где зарождаются земные молнии.

Приятная музыка льется из динамиков, и машина несется по уже подсыхающей после дождя трассе, навстречу солнцу. Мимо окон проносятся одноэтажные дома и лесные массивы, а в голове, как в машине времени проявляются картины начала 20-го века.

Небольшой городок Колорадо Спрингс и склонившийся над проводами молодой инженер.

— Никола! — окликнул кто-то его и в обернувшемся человеке мы узнали знаменитого ученого Тесла. Лишь спустя годы, его именем назовут единицу измерения магнитного поля.

Перед глазами неожиданно возникла огромная двадцатиэтажная башня с медным металлическим шаром на длинном металлическом стержне.

Никола опустил рубильник, тем самым, замкнув электрическую цепь и по проводам к огромному трансформатору было подано напряжение в несколько тысяч вольт. Уже позже мы узнаем из учебника физики, что при подаче напряжения на первичную обмотку трансформатора, на вторичной появляется колоссальное напряжение до миллиона вольт и частотой в сотню тысяч герц.

Именно в этот момент появился искрящийся разряд молнии длинной несколько метров и раздался оглушающий раскат грома. В окрестных домах в радиусе двух десятков километров люди выглядывали из окон не понимая, что происходит, удивлялись, ведь стояла сухая погода, и ничто не предвещало грозу, и спустя секунду во всем Колорадо Спрингс погас свет.

Не выдержав нагрузки, генератор на электростанции просто сгорел и все заволокло дымом от пробитой изоляции.

Это была победа! Даже, несмотря на то, что всю последующую неделю пришлось заниматься починкой сгоревшего генератора для последующего опыта.

Следующий опыт превзошел все предыдущие. Николе удалось поставить на башню записывающее устройство и в момент запуска трансформатора прибор смог измерить изменения в земном потенциале. Оказалось, что волны стали распространяться все дальше и дальше кратно усиливаясь и сошлись в противоположной точке Земли.

Именно в этот момент Тесла понял, что этот метод сможет распространить электроэнергию на безграничное расстояние и для этого не нужно никаких проводов.

Инженер Никола Тесла на сотню лет опередил свое время, но, как и все гении столкнулся с непониманием и порой откровенной жадностью капиталистического мира, где деньги выделялись лишь на проекты приносящие прибыль. Было создано много чертежей как мирных, так и разрушительных приборов, но, поняв, что все это может попасть в нехорошие руки — он их уничтожил, оставив множество загадок. Лишь через пол века в конце семидесятых годов на русской земле среди заснеженных лесов возникло сооружение чем-то отдаленно похожее на знаменитую первозданную установку Тесла…

Неожиданно в приемнике музыка сменилась выпуском новостей и в это мгновение мы вновь материализовались в машине, как раз именно в тот момент, когда миновали придорожный указатель с надписью «Истра».

Городок оказался небольшим, поэтому мы его проехали быстро. На выезде нас встретила грандиозная достопримечательность – монастырь Новый Иерусалим.

Очередной ориентир небольшое здание вокзала на станции Новоиерусалимская. Мы поворачиваем перпендикулярно ему и, объехав неприметное здание почты, поехали по небольшой улочке. Как оказалось и название ее — Почтовая.
Из достопримечательностей улочки можно упомянуть, что на ней слева идут частные дома, а справа заводские здания ВНИИЭТО и прочие промышленные учреждения.
Хотя как раз слева и промелькнут пару необычных мест, где можно притормозить. Это купол. Он практически черный и покрыт мхом. Чуть вдали за ним должен был быть еще один, огромный, высотой около полутора сотен метров, но его нет. Он рухнул еще в середине 80-х годов XX века. История обрушения одновременно и проста, а с другой стороны таинственна, поскольку купол предназначался для исследований электромагнитного поля при ядерном взрыве, а как мы помним, что год спустя произошел взрыв на Чернобыльской атомной станции.

И тут асфальт неожиданно заканчивается, и перед нами виднеются аккуратно сложенные плиты бетонной дороги ведущей в лес. По идее можно оставить автомобиль и пройтись, но можно и проехать по ним, если позволяет проходимость. Впрочем, через 50 метров мы упремся в бетонные плиты с намеком на то, что проезда дальше нет, хотя дальше дорога есть и по ней кто-то успешно ездил. Как в старой песенке из фильма про Айболита говорится, что нормальные герои всегда идут в обход. Поэтому вероятность проезда там вероятно имеется, но мы уже на конечной точке нашего путешествия к генераторам молний.

А зарождалось это место в далеких 20-х годах, когда был принят знаменитый план ГОЭЛРО, что в переводе означает Государственная комиссия по электрификации России. Да, именно те годы, когда в деревнях появились первые лампочки Ильича. Как раз эти годы и ознаменовались созданием Государственного экспериментального электротехнического института, где производилось множество знаменитых исследований в области испытаний первого электрического оборудования. Когда сформировался СССР, то и институт стал называться по-другому. Он получил название Всесоюзного электротехнического института. Сокращенно теперь называют его ВЭИ. В конце 70-х годов именно тут появилась идея создать самый большой в мире генератор импульсных напряжений. Помогали в строительстве друзья из дружественной ГДР, поэтому на многих установках до сих пор можно увидеть поясняющие таблички.

Установки возвышаются высоко над уровнем земли и кажутся неземными. Есть два варианта проникновения на территорию, как мы и описывали выше «в обход», пробираясь через заросли кустарника и травы в рост человека или через ворота, предварительно договорившись со сторожем. Украсть установки невозможно из-за их неимоверной величины, поэтому охранники пропускают и позволяют полюбоваться на чудо советской промышленности.

Как мы и говорили – это грандиозный стенд для создания очень мощных электрических импульсов или попросту молний. Перед нами возвышается огромная колонна высотой в пятнадцать этажей, но если быть более точными, то 39,3 метра. Кстати ее можно увидеть со всех прилегающих к этому месту сторон, поскольку других таких сооружений рядом нет.

Колонна пластиковая с огромным экраном в верхней части, то, что мы можем издали принять за приземлившуюся на колонну летающую тарелку. Это генератор мощностью около 6 МВ.
Все мы знаем, что с помощью конденсатора можно получить разряд большей мощности из-за того, что он накапливает его в себе. А давайте представим конденсаторы весом более сотни килограмм и в количестве пол тысячи штук.

— Руками не трогать!

Впрочем, вряд ли найдется смельчак, чтобы ухватиться за контакты этого грандиозного конденсатора.
Чтобы накачать всю эту колонну напряжением до того уровня, чтобы мы увидели молнию и существуют несколько других сооружений, стоящих поблизости.
Это сверхмощные усилители напряжения издали похожие на причудливое сооружение из колоссальных изоляторов и экранов, собранных в структуру, чем-то напоминающую решетку химического элемента. Есть среди них усилители как переменного, так и постоянного тока.

Но это еще не все. Неподалеку от генератора и центра управления всеми этими диковинными устройствами, не путать с ЦУПом, Центром Управления Полетами, находится генератор туч и облаков.

Принцип довольно прост. Сквозь резисторы и конденсаторы проходит облако пара. Эта тучка электризуется, и из нее начинают бить небольшие молнии. Гроза в миниатюре. Любой предмет, попавший в это облако начинает светиться голубоватыми огоньками и испускать небольшие молнии. Это явление можно увидеть и в природе перед грозой, во время бурана, когда в атмосфере появляется напряженность электрического поля. Это так называемые «Огни Святого Эльма, католического покровителя моряков», которые наблюдали в океане на мачтах корабля и считали счастливыми предвестниками.

Как же проводятся испытания? И что испытывают?

Вернемся к генератору и увидим, что от его верхней точки к смотровой башне, про которую мы как-то забыли упомянуть, тянется тонкий пластиковый провод. В центральной части провода висит длинный металлический стержень, направленный вниз на большую прямоугольную площадку.

Под этой площадкой скрыты сотни измерительных элементов. Вот именно на нее и ставят аппараты для испытаний на молниеустойчивость. Последним там стоял знаменитый самолет Superjet-100.

После того, как генератор подготовлен к работе — замыкается электрическая цепь и в этот момент от башни по натянутому проводу проходит ослепительный разряд и через металлическую штангу бьет вниз по испытываемому аппарату. Датчики фиксируют на нем все незащищенные точки, которые удалось пробить разрядом.

Зрелище красивое и необычное, поскольку очень редкое, как и в природе, к сожалению, еще со времен Николы Тесла и по сей день держится на ученых — энтузиастах.

Полюбовавшись на установки со всех сторон, пару раз увидели обгоревшие деревца, что еще раз дало нам понять, что один из десяти разрядов не попадает по цели, а уходит в неизвестном направлении. Природа велика и непредсказуема и даже, несмотря на то, что человек старается приручить даже молнии, ведет себя своенравно. Немного поежившись и почувствовав мурашки, пробежавшие по спине поняли, что даже и от «ручных» молний во время разряда лучше держаться подальше, чего и вам советую.

Путешествие наше закончилось поздним вечером, и время наступило двигаться в обратный путь. Положив в машину фотоаппарат с диковинными фотографиями и еще раз окинув взглядом, грандиозный генератор молний мы двинулись в обратный путь за новыми приключениями.

Вадим Лазуренко (Литературный псевдоним)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *